Tuesday, December 01, 2009

ПРОСТО НЕ БЫТЬ СКОТАМИ / Опубликовано в Esquire, декабрь, 2009. По итогам поездки в Малайзию


Нам трудно простить другим успех. Это в личном плане. В общественном – посещая другие страны, не можем позволить им и десятой доли дерьмовости, что сплошь и рядом встречается на нашей родине. Если мы уже привыкли к обветшалости «хрущовок» и частного сектора Тастака и Малой станицы, то при виде многоэтажек 80-х годов постройки с отваливающейся от сырости штукатуркой где-нибудь… а хоть бы и в Куалу-Лумпуре, фыркаем, будто для нас это в новинку, а увиденное шокирует, и убивает наше утонченное все. Вот и посравниваем, что и как в такой же, как Казахстан развивающейся Малайзии, куда, к слову, зачастили наши туристы, «предав» Таиланд, Турцию и Египет.
Первое, чем встретит вас столичный аэропорт там – плакаты с изображенной на них «единичкой» - въезжающим сообщают о новой, предложенной премьер-министром страны, национальной идее «Единая Малайзия». Ее суть: три основные нации страны – малайцы (включая аборигенов), индусы и китайцы – должны жить в мире и согласии, как единая нация. «Люди прежде всего!» – гласит слоган концепции. На деле идея проявляется во всем – в том числе и в широко отмечаемом «индийском Новом годе» - празднике «Дипавали». Перед входом в различные учреждения и заведения - выложенные на тротуаре цветными камушками праздничные традиционные узоры («колам» называется). Также широко отмечается Рождество (помимо индуистов, мусульман, буддистов есть и христиане).
Вернемся к аэропорту. Первое, чем встретит вас аэропорт Алматы – это, угадали, длинные очереди к двум работающим пограничницам, и еще парочке их коллег, праздно стоящих, словно церберши при входе в Бухенвальд. А вокруг огромные в человеческий рост стенды с погранично-таможенными правилами мелким-мелким шрифтом, помещенные там, где читать их уже точно никакой надобности нет, потому что погранконтроль вы уже прошли. И не завидуйте никогда вылетающим бизнес-классом из нашего аэропорта. Наш бизнес-лаунж встретит своих гостей отвратительными бутербродами по одинаковой цене в 800 тенге (!), вареным кофе за дополнительные деньги (!) и засранным (в прямом смысле) туалетом, в котором нет воды. К сожалению, я не преувеличиваю.
В двух шагах от К.Л. (здесь и далее - Куалу-Лумпур) – двухмиллионной, как Алматы, столицы мусульманского государства, построен новый административный центр –Путруджайя. Находящийся на искусственном острове, соединенном с остальной частью девятью мостами, он подобие Астаны – город, где архитектура грандиозна не меньше, чем пустота улиц в выходные дни. Путруджайя – с 95 года город-функция, работающий 5 дней в неделю. В два выходных потеющие там 50 тысяч госслужащих выезжают из него смыть пот трудовых семи дней в столицу настоящую. Разница между «у нас» и «у них» здесь лишь в расстоянии между двумя главными городами страны, которые только за полсуток в поезде и покрыть (у нас). В 50 км от К.Л. есть еще один искусственный город – научный парк, «силиконовая долина» - открытый в 97-м Сайберджайя. Ничего не напоминает все это градопланирование или «мегаломания», выражаясь словами малайской оппозиции? Парламент относительно недавно высказал неудовольствие слишком высокой стоимостью всех этих «городов», развитие и поддержание которых камнем висит на шее налогоплательщиков.
В стране взят четкий ориентир на туризм – лишь как на одну из возможностей зацвести, однако, никто не отменял и других, также не чахнущих отраслей экономики, посильно вносящих свое в бюджет (хотя бы отлично знакомые нам нефть и газ – казахстанское все). К слову, башни-близнецы – визитная карточка К.Л. – владение тамошнего «Казмунайгаза». Его малайзийский «братец» именуется Petronas. Заметка на полях: нефте-газо-добытчики, что в нашей стране, что там, имеют слабость к вычурным зданиям.
Рестораны в столице не самые дешевые, однако, отведать есть что. Стиль, концептуальность, элементы декора, если хотите, даже освещение – это точно то, на что стоит обратить внимание казахстанским горе-рестораторам, «сдирающим» бездушно все, что только можно «содрать» безнаказанно с чужих идей – зайдите на сайт menu.kz – сами убедитесь в «аутентичности» алматинского дорогущего общепита. Кухни сравнивать отказываюсь – уж слишком далеки наши в принципе от понятия «кухня». Многие рестораны национальной кухни там за пару месяцев до декабря начинают рекламную компанию: специально сервируется рождественский стол в европейском стиле, приглашается фотограф и все это великолепие в сопровождении рекламного текста попадает на страницы газет и журналов: мол, проведите это Рождество (!) с нами. В Алматы это делается иначе: из интернета воруется картинка к случаю, либо берется фото, сделанное еще к собственному открытию лет 5 назад, «фотошопится», чтобы придать картинке более-менее рекламно-модульный и свежий вид, и снабженное надписью в стиле «заходите к нам на огонек» это нечто попадает в СМИ. И вместо Рождества наши больше признают Хэллоуин. Говорит о многом.
В районе крупнейшего мегамола электроники Low Yat Plaza повсюду висят плакаты, извещающие о встрече со звездой, имя которой Евгений Касперский. Его тут чтят, и активно лицензионно продают продукцию его лаборатории. Мы с вами с Касперским не встречаемся, мы просто качаем его ПО прямо из сети, бесплатно, со всеми «кряками» и «ключами». Нас сильно успокаивает версия, что лаборатория Касперского сама и рожает вирусы, противоядие от которых выпускает спустя время, чтобы все успели оценить на своем опыте вредоносность очередного киллера компьютеров.
Еще одной линией обороны в битве страны за лучшую жизнь является куча программ, таких, например, как «Малайзия все еще мой дом» (для «бывших», желающих, не отказываясь от нового гражданства, провести последний отрезок жизни там, где родились) или «Малайзия – мой второй дом». Последняя для иностранцев, желающих получить здесь вторую родину. Однако, условия, по которым это реально сделать, холявой и дармовщиной не назовешь. Через банковский счет нужно вложить в страну несколько десятков тысяч долларов, и сохранять много лет неснижаемый остаток. По прошествии времени можно будет квартиру купить в Малайзии на относительно выгодных условиях и с учетом вашего депозита (3-х комнатная в столице площадью в 100 квадратов стоит в пределах 90-120 тысяч долларов США). Ну а дальше по программе и до гражданства недалеко. Его, получить достаточно трудно. Я беседовал с бывшими жителями Кыргызстана и Узбекистана. В первом случае, была дама, работающая в туристической компании, обслуживающей нужды русскоязычных туристов, гражданства она не ищет, и от своего не отказывалась. Вторая женщина уже отказалась от узбекского гражданства, но когда получит местное, и получит ли вообще – одному Магомету известно. В данный момент ее положение достаточно уязвимо, так как посетить оставшихся в Узбекистане детей она еще долго не сможет. Я не знаю, сколько наше правительство зарабатывает на визах (боюсь, оно и само не знает), но в Малайзии это точно не источник доходов – во всяком случае для краткосрочных визитов вам поставят штампик прямо в аэропорту по прибытии, и это не будет вам ничего стоить.
Малайцы вполне приятные, хотя и неторопливые по нашим капризным меркам люди. То, что в К.Л. каждый второй владеет английским – трюк: только 1 из 4 случайно пойманных мною людей на улице смог понять, что я ищу. А акценты разнятся так, что сложной загадкой вам будет понять, что «Мигвари» и «Мид Валли» - одно и то же место. Приятно осознавать, что и дорожные полицейские столицы всегда укажут вам путь, они владеют двумя языками. Наши тоже владеют, и тоже двумя – аульным казахским, корявым русским – получается: ни тем, ни тем. В большинстве своем местные гостеприимны и любезны, как и пишут о них в путеводителях. Тех, что учились зарубежом, или много общались с Западом – простыми не назовешь. Кто знает, был бы я рубаха-парень, занимая должность PR-менеджера пятизвездочного отеля мировой сети? В Алматы, которая и в межкризисные времена выглядит из космоса одним большим сияющим понтовитым пятном, люди… в прочем, это вы и сами знаете – в большинстве приезжие, и, как минимум, разные.
В области развития СМИ мы частично сравнялись. Передовицы о реформах в полиции и помощи пострадавшим от землетрясения нам не в новинку, но подано все красиво и на западный манер. Повеселил целый разворот толстенной воскресной газеты, посвященный деятельности Общества по предотвращению жестокого обращения с животными, в частности тому, как оно отметило Всемирный день защиты животных 4 октября – все присутствующие даже общую клятву принесли: не обижать животину. Улыбку начисто смывает мысль о том, насколько же отсталыми в духовном плане являются 16 миллионов казахстанцев в своем жестоком повседневном обращении с животными. Хотя, я не прав: стаи бездомных собак в Алматы множатся, как и стайки крыс, – очевидно у «жестоких» организаций города закончились средства, или они идут на менее «жестокие» проекты.
А вот телевидение – все 5 госканалов – одна сплошная «Тамаша», причем годов 70-х образца. Это я не к тому, что передача плохая, она как раз легендарная, и, не исключено, единственная, которой может похвастаться наш «голубой» экран, а к тому, что все так наивно и простенько снято, как это делали на КазТВ в указанные годы: и сериалы, и сильно пропитанные индийской культурой музыкальные шоу. Девушек-ведущих на ТВ немного, все в платках, плечи покрыты. Много говорильни, все, что телезрителю могут предложить – одна, максимум две говорящие головы. Рекламы гораздо меньше, чем на нашем ненасытном ТВ. Нашим волю дай, так минут 50 каждого часа напичкали бы роликами, а минут 10 оставили б под собственно телевидение. Как и на ТВ, в кинотеатрах страны много местного кино – судить его качество не берусь, лишь отмечу, что синематограф тут под сильным влиянием Болливуда. Однако, в отличие от мира моды, киноиндустрия этой страны пока еще ничего не может предложить тому же Лондону, тогда как осенняя «Неделя моды» в английской столице была ознаменована удачным участием в ней модельера-малайца Датука Бернарда Чандрана.
В К.Л. частенько можно встретить смешной дорожный знак, означающий, что надо быть настороже, орудуют уличные грабители. Эдакая не то уловка, привлекающая внимание любителей экстрима, не то отмазка властей – мол, мы вас предупреждали. Нашим властям такие знаки расставлять по городам стыдно – уж лучше пусть что случится, чем каждый день на такое глазеть, пусть даже туристы нас в тысячи раз меньше посещают, чем экваторный мусульманский рай. Однако, гулять по ночному К.Л., как и во многих других мегаполисах мира, почему-то, спокойнее, чем в Алматы.
Многое прочее, разумеется, осталось за бортом статьи: шикарные отели и в них тотальное отсутствие Wi-Fi, а вместо – платный интернет, супермодные и стильные подростки в тамошних «мега-центрах», сами эти «мега-центры» в десятки раз меговее наших самых-самых, услужливость и расположенность местных к чужакам (даже, если это не связано с сервисом, за который они получат от вас деньги), спокойное отношение к отсутствию чаевых, крытый «Чайнатаун», больше напоминающий восточный базар с незабвенными «What is your price, my friend?» и потрясающим массажем ног, две собственные марки авто (Perodua и Proton), концерты Эйкона и Бьонси, монорельсовая дорога, своя трасса для мотогонок в Сепанге и действительно достойный лестных слов сервис и уют на борту Etihad Airways. Это лишь доказывает, что путешествовать приятнее, чем жить… В пользу Малайзии, как действительно развивающегося, а не стоящего на месте государства, говорит и приятный – чуть больше трех ринггит – курс к амеродоллару – уж простите мне эту экономическую инфантильность. Помнится, при введении тенге в ноябре 93-го мы уже тогда платили по 4 тенге за USD. Тогда, наверное, мы сразу и отстали от наших частично братьев по вере. Осознаю всю скудоумность и предсказуемость финального «так давайте же каждый начнет с себя и т.д. и т.п.», а потому предлагаю в лоб: перестать быть скотами в своей собственной стране, и тогда, почему нет, появится материал, сравнивающий нас с какой-нибудь не самой отсталой в мире нацией, в нашу пользу.

1 comment: